Если провести иерархию значимости работ Юнга, то на вершине будет Красная книга – текст который по его собственному признанию и был основой всего написанного потом. На уровень ниже – но столь же значимый – «Ответ Иову» раз и навсегда разорвавший с ветхой религией и обозначивший новые горизонты. Третьим уровнем идет пласт его алхимических и гностических работ – среди которых можно выделить «Эон» и «MisteriumConiunktionis» в особенности. Далее семинары в которых Юнг понятным и доступным языком объясняет основы своей доктрины – и прежде всего это семинар «Видения». Еще уровнем ниже – его психиатрические работы, и наконец на перефирии – те труды которые были написаны до разрыва с Фрейдом.

Однако сама красная книга, содержит в себе особенно значимую для нас жемчужину – «Семь наставлений мертвым» анализу которой я хочу посвятить сегодняшнюю лекцию. Именно «Семь наставлений», является метафизической основой Юнгианской традиции и именно к этому тексту следует обращаться всякий раз когда у нас возникают затруднения с пониманием или согласованием различных противоположностей.

Интересно, что современное западное юнгианство практически переворачивает эту систему иерархии. Для них все более значимыми становятся «дофрейдовские» работы Юнга, которые хоть и важны рядом ценных инсайтов о природе психического, все же являются не более чем служебными текстами. А суверенные труды, труды которые являются в полном смысле откровением оказываются вынесены за пределы дискуссии.