...В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет. Яркие цвета соответствовали интенсивным вибрациям, бледные - спокойным, гармоническим вибрациям. При постоянном соотнесении со звуком цвет становился слышимым. Отсюда родился афоризм древних индусов: “видеть звук и слышать краски”.
--------------------------------
...Главные тоны лада обозначались начальными слогами санскритского наименования: са-, ри-, га-, ма-, па-, дха-, ни-. Лад имел оригинальное интервальное строение и расширялся за счет производных звуков, отходящих от главных на четвертитоновую интонацию. Так, октава делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным пунктом для нового лада .
-----------------------
В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной .
------------------------------
...Музыка имеет огромную силу воздействия на человека, живую и неживую природу. В Индии было проделано множество экспериментов с музыкой, в результате чего появилась таблица влияний звуков на окружающий мир в разное время года. Позже стали изучать последовательности и комбинации звуков. Оказалось, что комбинации звуков могут производить коренные изменения в природе. Например, некоторые звуки возникают при определенной погоде и, как ни странно, воспроизведя эти звуки, можно соответствующим образом изменить погоду. В это трудно поверить, но это правда, и индийские музыканты неоднократно это демонстрировали. Несмотря на то, что в наши дни такие великие музыканты - большая редкость, те, кто знает секрет, могут делать подобные вещи в любое время.
То же самое делает фермер. Выращивая злаки, он руководствуется накопленным многими поколениями фермеров опытом. В указанное время года он сажает семена, поливает их и заботится о всходах, в конце-концов он получает горсть зерна. Никто не видит никакого чуда в этом, поскольку в своей работе он руководствуется естественными законами природы. Также и музыка, когда синхронизируется с природой, с определенным сезоном, днем, часом, она подтверждает всеобщий закон и производит желаемый эффект. Согласно древнейшим представлениям человека о мире, он подразделяется на четыре составляющих: огонь, воздух, вода и земля. В "саргаме1" все звуки имеют связь с этими четырьмя элементами и производят чистый или комбинированный эффект при помощи различных комбинаций звуков раги (АККОРД???).

Если какая-то рага поется или играется в нужный момент определенного дня, в нужном месте, человеком, музыкальные знания которого безупречны, результат бывает подобен чуду. Это согласуется с законом Ньютона, по которому "каждое действие имеет адекватную и противоположную реакцию". Подобно тому как природа производит различные звуки и вибрации в разное время года, так же и человек может, скопировав эти звуки и вибрации, в любое время года получать связанные с ними эффекты.

Это знание считается священным, поэтому не подходит для развлечения. Тщательное изучение этой науки требует самоотречения, это дело всей жизни. Из древних трактатов о музыке мы узнаем, что к ней относятся с благоговением. Индусы полагали, что музыка - это занятие богов, а также благочестивых людей с глубокими знаниями. Известно, что в древнеиндийской теории музыки существовало шестнадцать тысяч мелодий и триста шестьдесят талов (ритмических циклов). Это почти невообразимо для современного понимания.
Впоследствии шестнадцать тысяч мелодий свелись к шести рагам. Каждая рага имеет свою рагини (женский вариант раги). У каждой рагини восемь "сыновей" и восемь "невесток" (дочерние варианты).
Каждая шкала имеет имя, которое определяет ноту, на которой она построена. Всякая наука имеет несколько разделов, на санскрите они называются "анги", что значит части. Музыка в Индии подразделяется на "саптанга" - семь частей, они таковы:

Сур-адхайя -раздел, который трактует о тонах, включая полутона, полу полутона и т.д.
Тал-адхайя -раздел, повествующий о ритме.
Раг-адхайя - раздел, относящийся к мелодиям.
Аст-адхайя -раздел, описывающий музыкальные инструменты, такие как вина, ситар4, таос5, нафири, бансури6, шанкх7 и т.д.
Нирт-адхайя - раздел, касающийся танца.
Бхао-адхайя - раздел, занимающийся действиями и движениями в ритме танца или пения.
Артх-адхайя - раздел, посвященный пониманию мелодий и ритма.
==========================
В индийской музыкальной традиции также существует 7 нот (сур). Каждая имеет свое название: кхарадж или шарадж, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчам, дхайват, нишад. Все вместе они называются саргам. Для простоты каждую ноту обозначили аббревиатурой: са, ре, га, ма, па, дха, ни. Все ноты имеют обширную характеристику, в которой им придаются человеческие качества. Как люди, ноты имеют характер, костюм, цвет лица. Некоторые ноты связаны с каким-то временем года или с определенным периодом человеческой жизни.

Ноты с "горячим" темпераментом имеют мистическое свойство излечивать больных ревматизмом или другими подобными болезнями. Каждая из семи нот находится под покровительством определенного божества.

Кхарадж или са. Эта нота находится под защитой Агни8 и так же как панчама не имеет тивра (диез) или комаль (бемоль).
Она связана с первой небесной сферой и планетой, именуемой Камар (по-арабски - луна).
Ее характер радостный.
Имеет эффект холода и влаги.
Цвет лица - розовый.
Прекрасные белые одежды с искусно выполненым орнаментом.
Этот звук похож на крик павлина.
Нота доминирует в голосе семидесятилетнего человека.
Эта нота гармонична во всех рагах и рагини.
У этой ноты есть 4 сураты (обертона), а именно: тивра, камодвати, манда и чхандовати.
Ришабха или ре. Эта нота находится под покровительством Брахмы.
Она связана со второй небесной сферой и планетой, именуемой Ретарид (по-арабски Меркурий).
Ее характер радостный.
Имеет холодный, сухой эффект.
Цвет лица бледно-зеленый.
Красные одежды с красивым орнаментом.
Жаркое время года.
Этот звук напоминает крик птицы папиха.
Нота доминирует в голосе шестидесятилетнего человека.
Эта нота гармонична в мелодиях дес, канхара и т.д., и неприятна в малкаус, хиндол и т.д.
Имеет 3 сураты: дайявати, ранджани и рактика.
Гандхар или га. Эта нота находится под покровительством богини Сарасвати.
Эта нота имеет и бемоль и диез.
Она связана с третьей небесной сферой и планетой, именуемой Зухра (по-арабски Венера).
Характер грустный.
Имеет холодный и влажный эффект.
Цвет лица оранжевый, одежда пурпурная.
Звук напоминает крик гуся.
Она приятна в мелодиях калингра, кхамах и т.д. и довольно неприятна в саранга.
Она имеет 2 сураты: севе и кродхи.
Мадхьям или ма. Эта нота находится под покровительством Махадева. Она имеет бемоль и диез.
Она связана с четвертой небесной сферой и планетой именуемой Шамс (по-арабски солнце)
Характер беспокойный
Дает теплый, сухой эффект.
Цвет лица бледно-розовый. Одежда красно-черная с замысловатым орнаментом.
Дождливое время года.
Этот звук напоминает крик журавля.
Нота доминирует в голосе сорокалетнего человека.
Она приятна в малкаус, бхайрон и т.д. и неприятна в кальян.
Она имеет 4 обертона: ваджрика, прасарини, прити, марджини.
Панчама или па. Эта нота находится под покровительством богини Лакшми.
Она связана с пятой небесной сферой и планетой, именуемой Маррикх (по-арабски Марс)
Характер страстный.
Эффект теплый и сухой.
Цвет лица красный, одежда желтая.
Дождливое время года.
Этот звук напоминает крик птицы койял9.
Нота доминирует в голосе тридцатилетнего человека.
Она приятно звучит в мелодиях тоди-асаоре и довольно неприятно в малкаус, хиндол и т.д.
Она имеет 4 обертона: рагата, сандипани, алапни и рохити.
Дхайвата или дха: Эта нота находится под покровительством бога Ганеши10.
Имеет бемоль и диез.
Она связана с шестой небесной сферой и планетой Мштари (по-арабски Юпитер).
Характер уравновешенный
Дает теплый и прохладный эффект
Цвет лица желтый. Одежда ярко-красная с приятным орнаментом.
Холодное время года.
Образуется с помощью неба
Этот звук напоминает лошадиное ржание.
Нота доминирует в голосе двадцатилетнего человека.
Она гармонична в билавал, алайя и т.д. и неприятна в зилаф, джогийя и т.д.
Имеет 3 обертона: мандати, рохини, рмйя.
Нишад или ни: Эта нота находится под покровительством Сурьи, бога солнца.
Она имеет бемоль и диез.
Она связана с седьмой небесной сферой и планетой Захаль (по-арабски Сатурн)
Характер веселый и страстный.
Эффект холодный и сухой
Цвет лица темный, одежда черная с орнаментом.
Холодное время года
Похожий звук издает при помощи хобота слон.
Эта нота доминирует в голосе десятилетнего ребенка.
Она гармонична в бихаг, парадж и т.д., и довольно неприятна в соратх.
У нее два обертона: угра и шобхини.
==============
Разум и музыка.
Слово "раса" обычно переводят словом "чувство" или "вкус", "эстетическое переживание". Раса практически идентична эмоциям.
Поскольку раса в конечном счете - созерцательное состояние ума, считается, что существует девять [видов] эмоциональных состояний:

Шрингар - эротическое
Хасья - комическое
Каруна - патетическое
Рудра - грозное
Вира - героическое
Бхайанак - боязливое
Адбхут - удивленное
Шант - умиротворенное
С древних времен делались попытки связать эти виды раса с музыкой. Бхарата11, например, предполагал, что каждая нота имеет определенный характер: са - героический, ре - гневный, ма - веселый, па - эротический и т.д.
Принципы раги
Рага должна относиться к одному из тхатов и содержать не менее пяти нот.
Две ноты типа комаль и тивра не могут следовать одна за другой, хотя это разрешено в тхате.
В раге ноты па и ма не могут понижаться одновременно.
Ноты в раге должны быть фиксированы, комбинации нот должны идти либо по порядку арох, либо - аврох.
В раге должна быть одна доминирующая нота, которая называется "вади", следующая нота называется "самвади", обе эти ноты зависят от тхата, на котором строится рага и времени, когда рага должна исполняться. В раге также может быть анувади (нота, усиливающая вади) и "вивади" (нота, пришедшая из другой традиции исполнения, в которой эту рагу относили к другому тхату).
Рага должна привлекать и радовать.
http://www.indiandance.ru/Ru/Music.htm
http://orpheusmusic.ru/publ/indijsk...oty/224-1-0-489
Вот ещё напоследок интересное и ссылка на РАГИ.
"Индийская музыка - единственная в мире, где разные раги соответствуют разному времени суток. Считается, что слушать неподходящие по времени раги - наносить себе ущерб.
В ссылке эти периоды и раги им соответствующие, также музыка:
http://www.aquarium.ru/misc/indian_times.html