Польша подарила миру три замечательных "больших" бальных танца - полонез, мазурку и краковяк. Каждый из них по-своему выражал наиболее яркие  черты польского национального характера. Полонез - гордость, величавость, легендарный польский "гонор",  мазурка - рыцарское, чуть аффектированне  поклонение прекрасной даме,  краковяк - способность посмеяться над этим самым "гонором"и "рыцарством", достигавшими у поляков  абсолюта.

ь1 (466x700, 156Kb)

 

Краковяк  возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). Музыка танца - быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. В 14 веке краковяк танцевали как танец - пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18  веке. Но это сразу  придало ему грацию, задор и воздушность.

ь2 (398x600, 73Kb)

 

Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты  в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.

Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.

 

р1 (650x450, 175Kb)

 

В 18 - 19 веках краковяк "помогал" отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена  музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер, Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно  с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие  польские композиторы. 

Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева.

Фото:

http://www.brantfordpolishhall.com/htdoc/history_of_poles_brantford.html 

http://www.diary.ru/~klimbim/?from=160

http://kaleidoskop-dance.ru/category/vidy-dance/page/3