Израиль, наверное, единственная развитая страна в мире, в которой ошибешься ты сам или твой верный GPS на повороте, и вот ты уже за линией фронта, ранен и потихоньку пробираешься к своим. Если повезет. Вадиму Нуржичу с напарником, например,  не повезло.   

Странное дело! Инструкторы по технике безопасности из кожи вон лезут, пытаясь оградить своих подопечных от сломанной электрической розетки. А ведь это всего лишь не очень сильный удар током, причем не по голове... На стройке к лебедке не дадут подойти, пока не сдашь теорию и практику надевания строительной каски. 

На тех же дорогах внутри зеленой черты - дорожные знаки теперь аккуратно предупреждают обо всех канавах, станциях полиции, предприятиях общепита и других потенциально опасных объектах, - и ты едешь себе и горя не знаешь. 

Но вот когда доходит дело до щекотливой палестинско-территориальной темы... "Дорожная карта" у нас вроде действует, по крайней мере, официально ее еще никто на части порвал. А вот дорожных знаков к этой дорожной карте нет. А зря! 

Ясно ведь как палестинская ночь, что поворот на Каландию должен быть обнесен тремя рядами колючей проволоки и предупредительным знаком: "Осторожно, заминировано в 1992 г. Архитекторы Осло". А поворот на Рамаллу, как минимум, должен быть снабжен былинным текстом: "Направо свернешь - голову сложишь..." или просто: "Сюда осенью 2000 года свернул Вадим Нуржич, зихроно ливраха". 

Да что там говорить! В условиях израильской специфики я бы ввел в программу израильских курсов по вождению автомобиля особую дисциплину: вождение автомобиля в условиях ошибочного поворота на Рамаллу. 

Потому, что израильские водители должны быть подготовлены хорошо. Очень хорошо. Должны знать приемы самозащиты, а если потребуется, и "самонападения". Многие темы таких уроков вождения я раскрывать не имею права, но раскрою. Это и умение быстро маскироваться в арабской толпе, и способность вместе с женой и двумя дочерьми, находящимися в машине, задерживать зачинщиков поджога автомобиля, и навыки обезвреживания 
противника, используя резкое закрытие автомобильной двери. 
Наконец, рассеивание толпы с помощью резкого газа заднего хода. Все это надо еще успеть снять на видеорегистратор, с целью удешевления последующих судебных издержек в связи с жалобами, неожиданно для себя, потерпевших. Да многое еще должен назубок знать и уметь водитель, если он сделал сознательный мужественный выбор: ездить на машине по дорогам Израиля. 

Практические навыки я бы с учениками отрабатывал... да незачем далеко ездить, - в столице нашей Родины, объединенном Иерусалиме. Простая поездка по маршруту 1-го автобуса даст такие незабываемые впечатления, что с ними потом смело можно по ошибке въезжать хоть в Умм эль Фахм ночью, а это вам не какая-то там Рамалла... 

Давид Иерушалми

ZMAN.com