Тестовая система при оценке уровня образования – это чаще всего профанация. И дело даже не в том, что умение мыслить не обязательно сопряжено с хорошей памятью, а весьма образованный человек - может крайне слабо решать кроссворды.

Просто большинство тестов неизбежно содержат ошибки, ложные силлогизмы и чистую схоластику, потому что, грубо говоря, в науке - любой, не так уж много вопросов, на которые однозначно можно ответить – да или нет. Поджигал ли Наполеон Москву, вымерли ли динозавры во время юкатанского инцидента, больше ли минус два, чем просто два- это все вопросы, как минимум, обсуждаемые. Потому что огромная часть изучаемых в школах концепций – это лишь теории, пусть и общепринятые, Разные школы могут совершенно по-разному толковать одни и те же явления. И если в устном экзамене ты всегда можешь понять – чью позицию поддерживает ученик и каким путем он пришел к свои выводам, то в тесте – это безнадежно.

Ну и составителей тестов тоже со счетов скидывать не стоит, они свою скромную лепту в общий маразм вносят преисправно.

Вот Гайка сегодня замечательное задание по английскому из школы принес. Я не знаю, чей хитровывернутый мозг это сочинял, но любители каталогизировать ангелов на кончике иглы - сопляки по сравнению с безымянным составителем заданий для средней школы.

Текст про старинные велосипеды – « пенни-фартинги», это те, с огромным передним колесом которые. Под текстом - четыре утверждения. А под каждым из утверждений –три квадратика «правда», «неправда» и «не указано». Поставьте, блин, галочки в правильном квадратике.

Текст: «До «пенни-фартингов» велосипеды делались из дерева, их полозья были обиты железом».
Утверждение «До «пенни-фартингов» велосипеды делались целиком из дерева».

Ну и? В каком квадратике ставить галочку?
- Ставь «правда». Они же из дерева.
- Но полозья - обиты железом. А полозья- это часть велосипеда.
- Тогда пиши «неправда».
- Но они же делались целиком из дерева!
- Тогда пиши «не указано».
- Как не указано, когда тут все указано??!
Едем на пенни-фартингах дальше

Текст. «При том, что велосипеды были достаточно устойчивы, небольшого камешка на дороге могло хватить, чтобы седок упал с высокого седла и получил ранения или даже погиб».
Утверждение «У пенни-фартинга были проблемы с балансировкой»

- Ну были, наверное. Раз седок мог упасть.
- Тут написано, что они были устойчивы. А камешек на дороге, это к балансировке относится?
- Понятия не имею. Я не велосипедостроитель. И мы не физикой занимаемся. Что там дальше?

Текст: «Самая большая в мире выставка «пенни-фартингов» ежегодно происходит на Тасмании.
Утверждение «Самая популярная в мире выставка «пенни-фартингов» ежегодно происходит на Тасмании.
Правда или нет?
- Я не знаю! Пиши «не указано»! Может быть, самая популярная- где-нибудь на Занзибаре. Хотя выставка – не театр вообще-то. Вот размер театра не коррелирует с его популярностью, а размер выставки, полагаю, напрямую связан с количеством участников…. Пиши «правда».
Последний вопрос ни в чем не уступал ни разумностью, ни статью своим собратьям.

Текст После появления в Великобритании, «пенни-фартинги» - велосипеды с большим передним колесом - вскоре стали производить и в США.
Утверждение «Американские и английские пенни-фартинги были схожи по дизайну».

- Пиши… Гай, я не знаю, что «пиши». А нет, знаю. Пиши вот тут, внизу «горите вы в аду со своими тестами!»

Впрочем, это еще ерунда, по сравнению, например, с одним из вариантов теста ЕГЭ по обществознанию в 2010. Я голос сорвала от возмущенного воя, пока его проходила. Там люди, ничтоже сумняшеся, просто выдирали фразы из учебников, смачно чихая на контекст.
В результате школьнику полагалось быстренько, при помощи все тех же квадратиков, разобраться с парой десяткой вечных вопросов человечества.
Вот так, например.

«Чувство свободы неотделимо от чувства ответственности за последствия своих поступков?»

Отвечай: ДА или НЕТ?!!