Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам — после 1684, Амстердам) — голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны, известно очень мало.

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта.

В разные годы он жил и работал в Лейдене, Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.


Периоды

В творчестве де Хоха различают три периода:

В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
Наиболее значительные работы — домашние интерьеры, семейные портреты — были созданы им в средний период (1655—1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.

Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Стиль

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов — дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

588px-Pieter_de_Hooch_003Сельский дом. 1663-1665. Государственный музей. Амстердам (535x700, 96Kb)

Сельский дом. 1663-1665.
Государственный музей. Амстердам

655px-Pieter_de_Hooch_024Два пьющих вино мужчины и женщина в беседке. 1658. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург (597x700, 127Kb)

Два пьющих вино мужчины и женщина в беседке. 1658.
Национальная галерея Шотландии. Эдинбург

578px-Pieter_de_Hooch_007Кладовая. Ок. 1658. Государственный музей. Амстердам (578x599, 113Kb)

Кладовая. Ок. 1658.
Государственный музей. Амстердам

696px-Pieter_de_Hooch_017Мать у колыбели. 1661-1663. Картинная галерея. Берлин (476x700, 246Kb)

Мать у колыбели. 1661-1663.
Картинная галерея. Берлин

713px-Pieter_de_Hooch_019Музицирующее семейство. 1663. Музей Искусств. Кливленд (700x589, 108Kb)

Музицирующее семейство. 1663.
Музей Искусств. Кливленд

720px-Pieter_de_Hooch_015Игроки в карты. 1663-1665. Лувр. Париж (700x582, 105Kb)

Игроки в карты. 1663-1665.
Лувр. Париж

736px-Pieter_de_Hooch_021Кормящая мать, служанка и ребёнок. 1663-1665. Музей истории искусств. Вена (700x569, 82Kb)

Кормящая мать, служанка и ребёнок. 1663-1665.
Музей истории искусств. Вена

800px-Pieter_de_Hooch_006Утро молодого человека. 1655-1657. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва (700x505, 74Kb)
Утро молодого человека. 1655-1657.
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва

843px-Pieter_de_Hooch_005Женщина, взвешивающая золото. Ок. 1664. Национальная галерея. Лондон (576x700, 348Kb)

Женщина, взвешивающая золото. Ок. 1664.
Национальная галерея. Лондон

853px-Pieter_de_Hooch_011Весёлые бражники. Ок. 1650. Картинная галерея. Берлин (583x700, 288Kb)

Весёлые бражники. Ок. 1650.
Картинная галерея. Берлин

858px-Pieter_de_Hooch_004Задний двор. 1658. Национальная галерея. Лондон (586x700, 377Kb)

Задний двор. 1658.
Национальная галерея. Лондон

Pieter_de_Hooch_002Хозяйка и служанка. Ок. 1660. Эрмитаж. Санкт-Петербург (542x700, 339Kb)

Хозяйка и служанка. Ок. 1660.
Эрмитаж. Санкт-Петербург

***

.


Серия сообщений "о художниках":
Часть 1 - Мария Башкирцева
Часть 2 - Как оценил свою жизнь Пикассо?
...
Часть 16 - "Проводы начальника" ~ Юшанов Алексей Лукич (1840-1866)
Часть 17 - Бракемон, Мари - французская художница, принадлежавшая к кругу импрессионистов.
Часть 18 - ~ Питер де Хох или де Хоох ~ - — голландский живописец дельфтской школы
Часть 19 - АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970)

Серия сообщений "Голландская живопись":
Часть 1 - Питер Ластман— нидерландский живописец.
Часть 2 - ~Ян ван Олис - голландский живописец 17 века.
...
Часть 4 - Хeндрик Aверкамп - нидерландский живописец. Когда-нибудь настанут холода,
Часть 5 - Johannes, or Jan Verkolje - was a Dutch Golden Age painter
Часть 6 - ~ Питер де Хох или де Хоох ~ - — голландский живописец дельфтской школы