Это цитата сообщения aliena-aliena Оригинальное сообщениеРим. Две базилики.

 Какой чудесный был день! Мы уже в стольких местах побывали - позади были и Пьяцца Навона, и немалый путь по набережным и мостам Тибра, и остров Тиберина, и Трастевере - но, несмотря на то, что ноги уже гудели, жажда увидеть как можно больше оказалась сильнее усталости. Каюсь, это я уговорила моих спутников по пути к Санта Мария Маджоре свернуть к ещё одному удивительному храму - базилике Сан Пьетро ин Винколи, но надеюсь, что никто не пожалел об этом...  "Мы увидим знаменитого "Моисея" Микеланджело и вериги Святого Петра!" - эти слова оказались магическими, и, несмотря на вырвавшееся "нееет, только не это!" при виде показавшейся нам очень высокой лестницы (она называется лестница Борджиа), мы поднялись по ней...

 Это взгляд сверху, а там, внизу, улица Кавур, с которой мы свернули:

100_4661 Лестница Борджиа (700x505, 189Kb)

 Одолев один пролёт, остановились перевести дух и сфотографировать - красиво же! Всё заросло плющом...

100_4675 Лестница Борджиа (516x700, 376Kb)

 Вышли на небольшую площадь и остановились - куда идти? Ничего похожего на церковь не видно... Пойдём туда, куда тянутся люди... Я даже фотографию не сделала... придётся воспользоваться чужой, чтоб показать, как выглядит снаружи базилика Сан Пьетро ин Винколи.

Сан Пьетро ин Винколи (700x503, 91Kb)

 Конечно, я просто делюсь впечатлениями, это ни в коем случае не путеводитель, но всё же некоторые сведения, я считаю, надо привести, чтобы было понятно, о чём идёт речь.

  Сан Пьетро ин Винколи - одна из семи больших (паломнических) базилик Рима, "in vincoli" буквально означает "в цепях, в веригах". В алтарной части храма в бронзовом ковчеге с хрустальными стенками хранятся цепи Св. Апостола Петра (отсюда название храма). Одной из этих цепей Апостол был скован в темнице Иерусалима в 42 году, второй — при Нероне в Риме, в Мамертинской тюрьме, в 64 году..

 Первая церковь на этом месте была сооружена в V в. и называлась базиликой Евдоксии (по имени строительницы, супруги императора Валентиниана III). Базилику расширяли в VIII в. Портик главного фасада пристроили в конце XV в. Иерусалимские вериги были своего рода семейной реликвией. Основательница базилики императрица Лициния Евдоксия получила их от своей матери. В свою очередь Евдокия, жена императора Остготской империи Феодосия II, приняла их в дар от Иерусалимского патриарха Ювеналия во время паломничества в Святую Землю. Императрица Евдокия увезла одну часть вериг в Константинополь, который был столицей Восточной Римской империи, а другую часть подарила своей дочери. В то время в Риме хранились цепи, в которые был закован Святой Петр перед казнью в Мамертинской темнице. При открытии нового храма Папа Лев I взял в одну руку иерусалимские вериги, а в другую – мамертинские. Неожиданно вериги соединились. В таком виде они до сих пор хранятся в базилике.

 По обе стороны хрустального реликвария находятся ниши с фигурами Святого Петра и ангела, который освободил его от цепей.

100_4666 Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи. Вериги Св. Петра (516x700, 206Kb)

100_4668 Сан-Пьетро-ин-Винколи. Вериги Св. Петра (700x517, 216Kb)

100_4667 Сан-Пьетро-ин-Винколи. Вериги Св. Петра (700x525, 207Kb)

 

DSCN0428 базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи. Вериги Св. Петра (525x700, 251Kb)

 Фрески Джакомо Коппи (1577 год).

DSCN0430 (525x700, 243Kb)

 И всё же я покривила бы душой, если бы сказала, что только ради того, чтоб увидеть христианскую святыню, стремились мы в этот храм... Именно здесь, в правом трансепте храма, находится гробница папы Юлия II с величественной фигурой Моисея, созданной Микеланджело.

 Скульптурная композиция состоит из двух уровней, на которых расположены по три ниши. В центре нижнего уровня находится мощная фигура сидящего Моисея, а слева и справа стоят Лия и Рахиль, символизирующие активную и созерцательную жизнь. В центральной нише верхнего уровня находится статуя Мадонны с младенцем, а по бокам - Сивилла и Пророк. У подножия статуи Мадонны расположена полулежащая фигура Папы Юлия II.

DSCN0427 Моисей. Скульптор Микеланджело. Сан-Пьетро-ин-Винколи (521x700, 183Kb)

 Микеланджело трудился над сооружением гробницы целых 40 лет. Сам Юлий II дал этот заказ гению в 1505 году. Микеланджело задумал огромную композицию из 40 фигур. Но Юлий II, занявшись строительством Собора Святого Петра, утратил интерес  к надгробию. Микеланджело тоже "отвлекли" на роспись Сикстинской капеллы... затем были другие заказы... Но на протяжении всей своей жизни он не забывал о незаконченной работе, несколько раз упрощал свой замысел, и в итоге монумент получил свой нынешний облик, причем сам Микеланджело изваял 3 фигуры: Моисея, Лии и Рахили - остальное закончили его ученики. Причем контракт с наследниками папы предполагал, что Микеланджело должен был лично выполнить только скульптуру Моисея, но скульптор создал ещё две статуи для того, чтобы снять с себя обвинения в присвоении денег на создание гробницы со стороны наследников Юлия II. В некоторых источниках сказано, что фигуры Лии и Рахили были закончены учеником Микеланджело Рафаэлло Канталуппо, а ещё - что фигуру папы Юлия II (он изображён лёжа у ног Мадонны с младенцем) создал тоже великий скульптор. Закончено и установлено надгробие было в 1545 году. Микеланджело тогда было уже 70 лет...

DSCN0426 Моисей. Скульптор Микеланджело. Сан-Пьетро-ин-Винколи (700x522, 194Kb)

 Помню, когда в детстве рассматривала фотографии шедевров в большом альбоме "Микеланджело", меня всегда интересовало, почему на голове Моисея какие-то рожки. Впоследствии, конечно, узнала, в чём дело. Причиной таких изображений стал перевод Священного писания. В тексте говорилось, что, когда Моисей спустился с горы Синай, неся скрижали, "лучи исходили от его головы". По-древнееврейски слова "лучи" и "рога" пишутся одинаково. Поэтому Моисея и стали изображать с рожками, почитая их за символ божественной мудрости.

100_4665 Сан-Пьетро-ин-Винколи. Моисей Микеланджело (511x700, 196Kb)

 Фигура Моисея (её высота 2,35 метров) поражает своей мощью и динамичностью. Его поза очень естественна: локтем правой руки он прижимает к себе скрижали, а пальцы теребят бороду. Левая рука свободно лежит на коленях, но на ней вздулись мускулы и вены. Правая нога твердо стоит на земле, а левая опирается только кончиками пальцев. Кажется, что Моисей в любой момент поднимется во весь свой колоссальный рост и обрушит грозную речь на людей, которые погрязли в поклонении золотому тельцу... Легенда говорит, что, когда Микеланджело закончил работу над скульптурой, он ударил Моисея молотком по колену и воскликнул: "Но почему ты не говоришь?!" Утверждают, что на колене даже можно разглядеть след от удара.

 Подойти и сфотографировать скульптуру трудно, потому что вокруг всегда толпы туристов.

100_4671 Сан-Пьетро-ин-Винколи (523x700, 198Kb)

 Вдоль стен базилики расположены разные композиции. Вот барельеф в левом нефе, привлекающий внимание всех (но я нигде не нашла сведений, чему или кому он посвящён - похоже на надгробное изображение). Синьора с косой и белыми крыльями производит жутковатое впечатление...

100_4674  Сан-Пьетро-ин Винколи (512x700, 237Kb)

 А рядом - мозаичное изображение Святого Себастьяна (VII век). Она необычна тем, что на всех изображениях Святой Себастьян - юноша, пронзённый стрелами, здесь же мы видим седого старца.

100_4673 Сан-Пьетро-ин Винколи (524x700, 265Kb)

 И ещё одно скульптурное изображение, явно надгробие.

100_4672 Сан-Пьетро-ин-Винколи (520x700, 191Kb)

А далее путь наш лежал к знаменитой базилике (впрочем, а разве есть в Риме незнаменитые храмы?) Санта Мария Маджоре. Снова по лестнице Борджиа вниз - и направо, по виа Кавур, вверх по Эсквилину... Хотя мы и знали, что идём правильно, но всё же на одном из перекрёстков, усомнившись (показалось, что слишком долго идём, но виной тому, конечно, уставшие изрядно ноги))), решили уточнить. Обратились к немолодому синьору, и тот очень доброжелательно, на смеси итальянского, английского и жестов, объяснил нам, что идти надо "до двух светофоров", а там уже сами увидим (светофоры были показаны очень выразительным жестом: дважды сжатая в кулак рука - и быстро растопыренные пальцы))) Вообще, надо заметить, к кому бы мы ни обращались за помощью (не только в Риме, но во всех городах Италии, где были), всегда нам отвечали охотно и очень дружелюбно; если затруднялись с объяснением или переводом (не зная итальянского, мы обращались на английском), то сами подзывали кого-либо ещё и помогали нам выйти к нужному месту. При виде этих доброжелательных лиц, с улыбками отнюдь не стандартно-американскими, а открытыми и искренними, мы сами улыбались в ответ. Сложилось впечатление, что итальянцы испытывают живой интерес к жизни во всех её появлениях, в том числе и к такому, мягко говоря, докучливому, как туристы)))

 И вот мы выходим к апсидному фасаду Санта Мария Маджоре, одной их четырёх главных базилик Рима, которые официально называются папскими и являются территорией Ватикана в Риме.

100_4698 (700x512, 299Kb)

Перед фасадом находится Эсквилинский обелиск, который, можно сказать, "по традиции" взят из античного сооружения - Мавзолея Августа. Обелиск был перенесен Сикстом V в 1587 году. Высота его почти 15 метров, а с основанием и крестом - 25 с половиной метров.. Установкой обелиска занимался Доменико Фонтана.

100_4699 (700x517, 253Kb)

 Обойдя вокруг, выходим к главному фасаду.

DSCN0431 Санта Мария Маджоре (700x525, 194Kb)

 С историей создания базилики связана интересная легенда, которая приводится во всех путеводителях. В 358 году Папа Либерий и  знатный патриций Джованни одновременно увидели во сне Деву Марию, призывавшую построить на этом месте храм. Перед закладкой храма, которая совершалась в августе, свершилось чудо: неожиданно выпал снег, который покрыл Эсквилинский холм. Легенда гласит, Либерий даже начертил контуры храма на снегу, и поэтому церковь долго называлась Santa Maria ad nives (на латыни - Святая Мария в снегах) или Либерианская базилика. В память об этом событии каждый год 5 августа с потолка базилики слетают тысячи лепестков белых роз, осыпая прихожан.
Базилика была полностью перестроена в 432-440 годах папой Сикстом III накануне Эфесского Собора, на котором был официально введен культ Девы Марии как Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня датируется 1377 г. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. Внутри  лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в. Трёхарочная лоджия называется Лоджией Благословения, потому что из неё папа благословляет паству.

100_4679 Санта-Мария Маджоре (700x525, 180Kb)

 Колокольня Санта Мария Маджоре высотой 75 метров - самая высокая в Риме (помните, в предыдущем посте я говорила о самой маленькой кампаниле церкви Сан Бенедетто ин Пишинула в Трастевере?).

DSCN0432 (525x700, 178Kb)

 Рядом с входом в базилику находятся Святые врата. Они закрыты, а открываются раз в 25 лет в так называемые "святые годы".  В последний раз их открывал папа Иоанн Павел II 1 января 2000 года...

 

100_4681 Санта-Мария Маджоре. Святые Врата (511x700, 224Kb)

 Пальцы рук Мадонны и Иисуса блестят, натёртые до блеска руками паломников, которые воссылают моления,  касаясь их. 

 Интерьер Санта Мария Маджоре поражает своим великолепием и торжественностью. Несмотря на позднейшие переделки, он даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций и гармоничностью.

DSCN0433 Санта Мария Маджоре (523x700, 277Kb)

В центральном нефе находятся фрески V в. на сюжеты из Ветхого Завета, поражающие своей свежестью, яркостью красок и красотой. Сюжеты мозаик триумфальной арки - Благовещение, рождение Христа и поклонение ему. Они созданы в V в., но, вероятно, позднее, чем арки центрального нефа, - в них ощущается влияние Византии. 

Удивительный деревянный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света, которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома - Фердинанда и Изабеллы.

Пол работы Космати (12 век) впоследствии изменен реставрацией, произведенной в XVIII столетии (эта разновидность мозаичного искусства получила название косматеско по имени его создателей — нескольких поколений мастеров итальянской семьи Космати (Cosmati), которые работали в Риме в 12 - 14 веках).

 Над входом - очень красивый витраж.

100_4682 Санта-Мария Маджоре (700x518, 255Kb)

 В апсиде за алтарем находится мозаика XIII века, изображающая коронацию Девы Марии.

 

100_4691 Санта-Мария Маджоре (700x497, 281Kb)

 Одна из капелл.

100_4684 Санта-Мария Маджоре (700x507, 224Kb)

100_4686 Санта-Мария Маджоре. Роспись (700x525, 337Kb)

 В капелле Паолина, или Боргезе (по имени папы Павла V Боргезе, по чьему приказу она была создана в начале 17 века), расположенной слева от алтаря, хранится бесценная икона Девы Марии «Salus Populi Romani». Народная молва приписывает авторство этой иконы Евангелисту Луке. По данным исследований, ей около двух тысяч лет! По преданию, эта икона спасла население Рима от чумы: когда в 16 веке в Риме началась эпидемия, папа Пий V прошел с иконой в руках от Базилики до Собора Святого Петра. Когда сопровождавшая икону процессия верующих подошла к Собору, случилось чудо. Все услышали пение ангелов, славящих Деву Марию.

 Зайти в капеллу было нельзя, так как шла месса - на табличках было написано по-итальянски и по-английски: "Не входить, не фотографировать!" А издали она выглядела так (икона виднеется в глубине):

 

100_4688 Санта-Мария Маджоре (522x700, 244Kb)

 И ещё одна святыня... как много их здесь!  В крипте под алтарём (она называется Вифлеемской, потому что в ее алтаре в хрустальном реликварии хранятся частицы яслей, в которых лежал младенец Иисус после рождения). Многочисленные паломники, которые возвращались в Рим из Святой Земли, приносили в дар церкви драгоценные фрагменты Святых яслей. В крипте захоронен Святой Иероним, который впервые перевел Библию на латинский язык, а также Папа Пий V. Перед алтарем расположена коленопреклоненная фигура Папы Пия IX, взор которого устремлен на алтарь. К сожалению, в крипту попасть нам не удалось, а фигура папы - вот.

100_4690 Санта-Мария Маджоре (700x525, 253Kb)

 Недалеко от входа - фигура Мадонны с младенцем, у ног которой горят свечи... электрические (какой у нас век на дворе?). Бросишь монетку в прорезь подсвечника - и вспыхнет-замигает твоя свеча... Даже не знаю, как к этому отнестись. Наверное, всё же неважно, восковая или электрическая - свеча должна загореться в сердце...

100_4687 Санта-Мария Маджоре (514x700, 278Kb)

 Выходим из базилики на площадь, над которой царит в вышине бронзовая фигура Девы Марии...

100_4677 (523x700, 173Kb)

 Набираем воду из фонтанчика у подножия колонны (тут все так делают - вода во всех фонтанах и водопроводах Италии чистейшая).

100_4692_1 (513x700, 243Kb)

 А юноша, сидящий на ступеньках, читает "Ангелы и демоны" Дэна Брауна - как известно, действие книги происходит в Риме...

100_4694 А книга - Ангелы и демоны Дэна Брауна (523x700, 249Kb)