Пока с Д. ждали общения с врачом в одном из центров педагогики и прочих детских радостей, на стенде обнаружила полезную информацию для поступающих в первые классы. Не лишне было прочесть и мне, у нас же начинается средняя школа. Тоже своего рода первый раз в пятый класс. Может кому и пригодиться.

Готовность к школе.

Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовки их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если он умеет читать, писать и считать. Между тем, мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок не обязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково. И то что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то родители считает важным форсировать именно интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий который зависит уровень подготовленности ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить ребенка в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знания ребенок будет способен их усваивать. К этому будет способен их мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению и контроль за своими действиями.

Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, считает. Родители гордятся этим и при каждой возможности пытаются это продемонстрировать. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется с первого раза. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очевидной допущенной ошибке не стремится её исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило в классе больше двадцати учеников и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого ученика. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка психологически к школе не готового.

Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что на их взгляд в школе будет очень трудно. Другие - что придется выполнять домашнее задание. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать своего негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему - не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог выясняет, что родители переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний.

Форсируя способности ребенка родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но к процессу познания вообще.

Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете поговорить с ребенком на его языке. Так становясь партнером ребенка по играм, вы сумеет осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя его задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными людьми - значит обрекать его на муки.

Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка.

Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.