Ислам не настолько похож на христианство. Христианство - это совокупность церквей, организаций с более-менее чёткой структурой и правилами поведения, с санкциями за нарушение этих правил - изначально по крайней мере так было. В Исламе же - ничего подобного. Шииты, сунниты, все направления - они на уровне догматов различаются, но при том разделения между ними как бы нет: формально любой мусульманин может молиться в любой мечети и т.п. Понятно, что на практике бывает иначе, но это именно что отклонения от того, как должно быть, и именно так это воспринимается. В Христианстве, чтобы считаться христианином, надо пройти обряд крещения. В Исламе же любой, кто считает, что "нет бога кроме Единого Бога, а Мухаммед - пророк Единого Бога", автоматически является мусульманином, и мнение прочих мусульман на этот счёт его совершенно не обязано волновать.
Поэтому особо жёстких правил поведения, чего-то типа инквизиции и т.п. в исламе большую часть истории не было. Сразу после смерти Пророка началась война между двумя группировками в Умме - "искренними" и "лицемерными". "Искренние" требовали выстраивания жизни Уммы в строгом соответствии с Кораном - вернее, со своим пониманием Корана. "Лицемерные" же считали, что это приведёт только к ненужным расколам в общине и превратит её в совокупность мелких и мельчайших сект. Девиз их был что-то вроде "Никому нет дела, как ты молишься за закрытыми дверями". Типа, соблюдай минимум внешних приличий, а остальное - дело твоё.
Тогда "лицемерные" победили. И, что характерно, именно при "лицемерных" халифах Омейядах и произошли основные завоевания и исламизация населения покорённых стран. Она приняла как раз такой эмансипирующий характер: чисто финансово халифам была невыгодна исламизация, мусульмане платили меньший налог - и местные жители ещё и добивались того, чтобы им разрешили мусульманами стать...
А великий философ Ибн Рушд - Аверроэс подвёл и теоретическую основу под это всё: согласно его "теории двойственной истины", умный человек должен постигать истину своим разумом, а Коран и Сунна... ну, это такое "краткое содержание истины" для, скажем так, менее умных. При противоречии выводов разума и догматов веры надлежит следовать разуму, а Коран толковать аллегорически - т.е. как угодно...
В общем, с тех пор так и повелось: бОльшую часть времени в исламе господствуют "лицемерные", но периодически происходят и такие вот попытки реванша со стороны "искренних". Когда всё вдруг становится плохо, появляется мысль, что, типа, все беды из-за того, что Корану не следуют в должной мере (что, положа руку на сердце, все и так знают). Соответственно, возникает мысль решить все проблемы возвращением к "истинному Исламу" (мол, не слушались Бога - вот вам и пожалуйста)... Ну, и происходит именно то, о чём и предупреждали ещё сподвижники Мухаммеда: после некоторых первоначальных успехов нео-"искренние" дробятся на множество мелких и мельчайших сект и группочек, вычищаемых нормальными нео-"лицемерными" уже в следующем поколении.

 

Где-то тут