Прошла очередная радиопередача радиостанции "Наше радио" (Сакрамеэнто/Sacramento, США) и радио "Надежда" (Нью-Йорк/New York, США) с моим участием в духе мистицизма, верований и учений от науки, а также личного эксперимента -- "Зеркала: суеверие, или... что-то в этом есть".

За два дня до того, как... -- вечером, мне позвонил Михаил Бузукашвили и спросил: Алексей, скажите мне пожалуйста -- почему занавешивают зеркала́ при покойниках? Давайте поговорим об э́том в следующей радиопередаче. А что тут говорить-то? -- возмутился я. Люди боятся отражений умершего или смерти в зеркале. Но ведь, -- продолжил Михаил, -- это делают очень многие, и я тоже знаю о такой примете или суеверии; или почему боятся разби́ть зеркало? Не думаю, что о разбитых зеркалах можно много говорить, -- подумал я, непременно сообщив об этом. Ну если Ты думаешь, что разговора будет недостаточно для часовой передачи, то поговорим о суевериях вообще, -- добавил Бузукашвили и попрощался до встречи в эфире.

Странное чувство возмущения одолевало меня: -- о чём же та́к долго можно говорить в радиопередаче длительностью в академический час, упоминая лишь предрассудки о разбитом зеркале или занавесках при покойниках? Но... после передачи я по́нял, что не успел рассказать и толики того -- известного мне и, думаю, интересного слушателям.

И хотя я был совершенно неуверен в эпопее с зеркалами по радио пе́ред передачей, то во время и после неё вспомнил об отражении солнечных лучей и лунного света -- рассекающих страшную для некоторых тьму неизвестности, о гадании при помощи зеркал, о гипнозе и о Египте с массовым внушением, о языческих обрядах и древних, доисторических верованиях -- об отражении в кадке с водой и зеркале (сначала из золота и серебра, а затем и более совершенного -- стеклянного), используемого в обрядах гадания и общения с "зазеркальем" или потусторонним миром, которое "усовершенствовало" некоторые из этих обрядов в связи с миром иным и мёртвым; вспомнил не только об истории самих зеркал, но и фотографии с первыми опытами на серебряных пластинах, связанных тоже с зеркалами и потусторонним миром искажённого изображения на некачественном продукте "чёрного рынка" того времени; припомнилось и очень близкое -- знакомое нам всем с юности и ставшее привычно-обыденным и повседневным в наших жилищах и жизни -- без чего мы не мыслим современного комфорта и удобств общения с информативностью: современной технике и технологий.

Прежде всего необходимо понять, что такое суеверие и что вложено во фразе: "...не произносите имя божье всу́е". Нет, это не совсем "напрасно" или "бессмысленно", и даже не "без надобности" -- как написали в одном из современных словарно-энциклопедических изданий незнающие русской словесности русские (и нерусские). Слово "всу́е" (или, вернее -- в суе) означает "в беспорядке дел", "впопыхах", "по течению дел, забот и обстоятельств", "в суете", "в суете беспорядочного движения", как чертыхаться -- поминая чёрта или дьявола во время неудачи и когда споткнулись на ровном (и неровном) месте; слово "суеверие" (су-е-верие, -- "есть вера по-течению", -- как гавно в проруби: к какому берегу прибьёт, там и задержится) можно рассматривать как предрассудки веры или веры по-глупости и по-недоразумению, а также -- дурости. То есть, бессознательно -- не осознавая и не зная причин.

Вам давно привычны магнитофонные ленты и кассеты с записанной на них речью и музыкой, а затем и фильмами, или диски -- для компьютеров и видеомагнитофонов, но почему же вы удивляетесь тому, что зеркала способны накапливать происходящее вокруг в виде электромагнитных и/или статических импульсов и, затем -- будучи прочувствованными, передаются внимательными к себе и своим ощущениям людьми в виде пересказываемых образов, -- прошедших у зеркал (или иных предметов) событий? Принцип же, один и тот же. Точно так же, мы приобщились к восприятию радио- и/или телевизионных сигналов в эфире, не замечая того порою и кичась интеллектом; начали менять своё сознание и под воздействием вроде бы новых частот и излучений, связанных с мобильными радиотелефонами и компьютерами. К чему мы движемся? Что преображает нас и наше сознание: стремление к утраченному прошлому, в виде новых технологий и заложенная в подсознании и ДНК память, или целенаправленное кем-то развитие эксперимента, -- вопрос дополнительный и иной, но обнаружив "вредное влияние и воздействие" одного, мы создаём более совершенное, заменяя и комбинируя частоты или силы сигналов (обнаруженных в исследованиях и экспериментах), моделируя новые источники и приёмники информации в виде промежуточных текстов, аудио и видео изображений. Пройдёт время, и... наше сознание начнёт воспринимать более слабые и короткие сигналы новых технологий, а возможно просто-напросто настоится на новую волну. Именно по этой причине мы, с возрастом, труднее приобщаемся к новшествам и особенно техническим -- сложившиеся нейронные связи не так мобильны и изменчивы, как у растущего детского организма. Здесь же и причина рождения более талантливых детей, "мутирующих" под воздействием информационных потоков в виде электромагнитного "цифрового" воздействия на организм.

Да, отписал я Михаилу Бузукашвили после передачи, -- когда имеешь много информации в голове и подсознании, желая донести до слушателя всё -- за короткое время радиовещания, и, стараешься ничего не упустить... -- путаешься в словах и примерах. А посему, тяжеловато без предварительного знания задаваемых вопросов и планирования последовательности в изложении информации. Совместная работа в эфире -- не беседа на кухне или за праздничным столом. Это вам не в салочки играть -- не халам-балам передачку провести в прямом эфире.



Примечание:
--------------------------------

* Позывной джингл-луп, использованный вконце и начале передачи, создан из фрагмента песни "Надежда", написанной в 1971 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым; впервые песня была исполнена Анной Герман и стала классическим произведением советского и послесоветского времени.