32.33 КБ

В конце 2009 года на экраны вышел фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Фильм сразу поделил зрителей на два непримиримых лагеря. Надо признаться, что я сам книгу не читал, а число сторонников фильма в основном и состоит из тех, для кого фильм предварил знакомство с историей, рассказанной Павлом Санаевым.

То, что экранизация литературного произведения может отличаться от своего первоисточника - не новость. Тем более, когда создается картина «по мотивам», что сразу предполагает авторский взгляд создателей фильма на литературную основу. Фильм Сергея Снежкина - очень жесткое, порою жестокое кино. И понять претензии читателей, а особенно самого автора книги, - можно, ведь речь идет не об абстрактных героях, а о реальных прототипах, достаточно известных в творческой среде людях. Впрочем, сам Павел Санаев признавался, что его бабушка и дедушка, да и он сам, были лишь прототипами для его повести, в реальной жизни все было не совсем так. Так, если в жизни было все не совсем так, как в книге, то почему нужно обижаться на то, что в кино все не совсем так, как в книге?

Впрочем, позиция автора книги и многочисленных ее поклонников вполне понятна. Прототип мальчика - это и есть сам Павел Санаев, а его бабушка и дедушка - родители актрисы Елены Санаевой, знаменитой «лисы Алисы» из детского фильма «Приключения Буратино». Как бы он не пытался говорить о том, что в жизни все было по-другому, читатели книги, а теперь уже и зрители фильма, рассматривали книжных и экранных героев через призму восприятия их как вполне конкретных людей, а не вымышленных персонажей. Если воспринимать кино именно так, то действительно трудно не обидеться и не возмутиться показанным, если все же постараться хотя бы предположить, что книга - художественная, а не документальная, то можно предложить и ее оригинальное прочтение.

Книга Павла Санаева - о мальчике Саше, фильм Сергея Снежкина - о бабушке мальчика Саши. Главную роль играет Светлана Крючкова. Сама Светлана Николаевна в интервью призналась, что «эта работа отняла у меня несколько лет жизни и добавила седых волос. Мы работали в таком режиме, в котором бы ни один западный артист работать не стал». Что и говорить, предлагаемая картина - зрелище очень страшное. Возможно, что многие из нас устали от «страшного», которого так много в жизни, и кино воспринимается как некое лекарство от действительности, от которой нужно уйти хотя бы на время просмотра. Если исходить из подобных установок, то тогда, конечно, лучше оградить себя от очередного расстройства.

Удивительно, но лично у меня фильм не оставил ощущения раздавленности. Хотя показанное действо очень сложное и неоднозначное. Трагедия главной героини - бабушки - это трагедия болезненной любви, той «любви», которая ищет своего, раздражается, не радуется истине, а радуется неправде и ничего не переносит. И в тоже время - бабушка действительно любит своего внука, желает ему доброго, и сама она очень ранимый человек, который, к сожалению, так и не смог справиться со своими собственными комплексами.

Конечно, каждый из нас начнет сопоставлять экранное действо не только с книгой, но и со своей собственной жизнью, сразу выискивая несоответствия. Но любое искусство, которым, несомненно, является и кино, это лишь повод посредством экранных образов не оставить нас равнодушными. Можно ли остаться равнодушным после нового фильма Сергея Снежкина? Судя по количеству гневных отзывов - можно. Каждый из нас живет за плинтусом своих собственных комплексов и предрассудков, которые не дают нам воспринимать этот мир во всей его полноте.

Человеческие взаимоотношения - всегда самая большая загадка. Что заставляет человека поступать так, а не иначе? Ведь воспитание порой может быть одним и тем же, но на выходе мы получаем совершенно разных людей. Бабушкина история - это действительно трагедия, у мальчика Саши еще есть возможность стать взрослым и понять, что мир прекраснее и сложнее, чем он представляется бабушкой. А вот у бабушки уже такой возможности нет, хотя она тоже человек, который хочет любить, но получается у нее только так, как получается.

Думаю, что если этот фильм пробудит в нас хотя бы немного человечности, его задача будет выполнена. А я соглашусь с одним из интернет-откликов на картину: «Возможно, я чего-то не понимаю, но фильм, со всей его обнаженной правдой жизни, удивил меня. И оставил не грязное и тяжелое впечатление, а некий наплыв чего-то грустного и домашнего».

Хотя до настоящих баталий по поводу фильма еще далеко, как только его покажут в прайм-тайм по телевизору, тогда, думаю, мы узнаем «всю правду». Пока предлагается мыслить самостоятельно.

Интернет-издание "Татьянин день"